Пародонтом называется комплекс из тканей, фиксирующих и окружающих зуб. Вопросами профилактики и лечения заболеваний составных элементов этого комплекса занимается отдельная область стоматологии – пародонтология.

Из чего состоит пародонт:

• Ткани десны;
  • Связки, удерживающие зуб;
  • Цемент корня зуба;
  • Костная лунка челюсти.

Эти ткани принимают на себя большую нагрузку, связанную с фиксацией зуба, защитой его от повреждений, амортизацией в процессе жевания и т.д. Заболевания могут поражать отдельные элементы или захватывать весь пародонт.

Почему нужно лечить болезни пародонта?

Функции, которые выполняет данный комплекс тканей, незаменимы. Поэтому любые заболевания пародонта, если игнорировать лечение, могут привести к необратимым последствиям, в том числе и к потере зуба.

Особенности болезней пародонта:

• Долгое время могут протекать скрыто, со слабовыраженными симптомами, которым человек может не придать значения;
  • Поражение тканей пародонта может быть связано с некоторыми общими заболеваниями, являться их причиной или симптомом;
  • Курение – один из главных факторов, провоцирующих заболевание;
  • Эффективность лечения резко снижается, когда появляется подвижность зуба, однако даже в этом случае вмешательство специалиста помогает дольше сохранять функцию зуба.

Поэтому своевременное лечение и профилактические осмотры у стоматолога имеют огромное значение для Вашего комфорта и сохранения здоровья зубов.

Связь болезней пародонта с другими заболеваниями тоже подтверждает важность регулярных обследований у стоматолога. Пародонтит может выступать и как осложнение хронических заболеваний, и как причина их появления.

Здоровье пародонта и общие заболевания: взаимосвязь

• Сахарный диабет. Пародонтит является одним из распространённых осложнений диабета, также как заболевания сетчатки и почек. Есть и обратная связь – воспаление ткани пародонта может привести к ухудшению контроля уровня глюкозы в крови.
  • Болезни органов дыхания. Пародонтит служит резервуаром для инфекции которая может проникать в кровеносное русло и дыхательные пути. Результатом бывают хронические заболевания дыхательной системы.
  • Сердечно-сосудистые заболевания. Наличие постоянного источника инфекции и воспаления в виде пародонтита, а также попадание бактерий в кровь способствуют развитию атеросклероза сосудов и воспаления клапанов и внутренней оболочки сердца. При наличии проблем с сердцем (стенокардия, перенесенный инфаркт) пародонтит может привести к ухудшению состояния и прогрессированию болезни.
  • Беременность. Точные причины развития воспаления дёсен и пародонтита у беременных женщин ещё не до конца известны. Но многие специалисты отмечают повышенный риск болезней пародонта у женщин в этот период их жизни. Отсюда рекомендация уделять больше внимания здоровью зубов и десен, а также профосмотрам у стоматолога при беременности.

Как развиваются болезни пародонта?

Первопричиной воспаления тканей вокруг зуба считается мягкий налёт. Он служит основой для микробного поражения и воспаления десен – гингивита. Если на этом этапе не обратиться к доктору, инфекция проникает глубже и развивается пародонтит:

• Постепенно разрушаются связки корня зуба под действием микробных токсинов;
  • Формируется пародонтальный карман – резервуар для инфекции, в котором скапливаются и множатся микробы;
  • Постепенно разрушается кость;
  • Увеличивается подвижность зуба, которая может закончиться его потерей.

Симптомы поражения пародонта

• Кровоточивость десен;
  • Болезненность в области десен, которая чувствуется при жевании, прикосновении и др.;
  • Запах изо рта – неприятный, сильный, плохо устраняемый обычной чисткой зубов;
  • Оголение шеек зубов, покраснение и отёчность десны;
  • Синюшность десны, выделение гноя;
  • Обилие отложений на зубах в пограничной (придесневой) области;
  • Появление подвижности зубов.

Как лечат болезни пародонта?

Обычно требуется комплексный подход к лечению.

Начальная стадия (легкая степень).

На начальных этапах (при гингивите) процесс можно полностью остановить с помощью профессиональной гигиены полости рта. Она включает следующие манипуляции:

• Предварительное обезболивание (если необходимо)
  • Полирование поверхности зубов пастами
  • Снятие отложений с помощью ультразвука и ручного инструмента
  • Air-Flow после ослабления воспаления
  • Фторирование

Далее проводится поддерживающая терапия в виде повторных визитов с контролем результата лечения, дополнительного снятия зубных налётов и полирования щётками и пастами (при необходимости).

Прогрессирующий пародонтит (средней и тяжелой степени)

Требуется более серьёзное и длительное лечение, которое включает тщательную профессиональную гигиену ротовой полости и дальнейшее ведение совместно с ортопедом и хирургом.

Хирургическое лечение

• Кюретаж (очищающее выскабливание) десневых карманов. Сформировавшиеся десневые карманы являются резервуаром инфекции. Поэтому проводится их хирургическая обработка под местной анестезией с целью очистки и уменьшения глубины кармана. В результате ослабляется воспалительный процесс в десне и её кровоточивость.
  • Лоскутная операция на десне. Проводится удаление тонкого лоскута от края десны, который был необратимо изменён в ходе воспаления. Эти участки необходимо убирать, поскольку они не могут плотно прилегать к поверхности зубов.

Если заболевание десен сочетается с разрушением подлежащей костной ткани, то при кюретаже и лоскутных операциях используются средства, стимулирующие её восстановление, а также специальные мембраны.

• Пластика уздечки и устранение тяжей, сформированных из слизистой оболочки полости рта. Иногда особенности строения слизистой оболочки приводят к образованию коротких уздечек либо тяжей щек и губ, оттягивающие ткань десны и ухудшающие кровообращение в ней. Ткани десны истончаются, уменьшается их объём, обнажается корень зуба. Пластика позволяет устранить возникшие изменения и восстановить нормальную циркуляцию крови в десне.
  • Восстановление эстетики десен. Устраняются такие косметические дефекты, как оголение зубного корня из-за рецессии (опущения) десны. Для этого проводится перемещение здоровой ткани десны с соседнего участка или закрытие с помощью трансплантата оголенной части корня зуба и области отслоения десны. Трансплантат берут из здоровых тканей (например, с десны или твердого нёба). Сегодня также активно используются специальные биоматериалы, активирующие восстановление структуры пародонта. Это позволяет обойтись без пересадки собственных тканей пациента.
  • Удлинение коронки зуба, формирование ровного контура десны. Проводится для улучшения эстетического впечатления или обеспечения прочной фиксации виниров и искусственных коронок, когда требуется изменить уровень десны.

Ортопедическое лечение

• Протезирование – представляет собой установку имплантатов с коронкой вместо утраченных зубов.
  • Шинирование – это процедура укрепления подвижных (шатающихся) зубов для предупреждения их выпадения при помощи специальной ленты из стекловолокна, которые устанавливаются на внутренней поверхности зубов.

Однако какое бы большое разнообразие лечебных методик не предлагала современная пародонтология помните, что самый главный и самый эффективный способ борьбы с болезнями пародонта – это профилактика.

Важность профосмотров

Регулярные профилактические осмотры у стоматолога помогут на раннем этапе выявить признаки пародонтита и вовремя остановить развитие процесса. Болезни тканей, окружающих зубы, способны долгое время протекать без заметных симптомов, и Вы можете узнать о них только после осмотра стоматолога. А чем раньше доктор поставит диагноз и начнётся лечение, тем больше шансов на полноценное выздоровление без осложнений и последствий.

В нашей клинике Вы найдёте компетентных специалистов и качественную помощь даже в самых сложных случаях болезней пародонта.

Васильева Мария Сергеевна
Врач стоматолог- пародонтолог